Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Глава 5. СЕРВИТУТ

Немалую часть всех судебных земельных споров занимают дела об установлении сервитута.
Это обусловлено тем, что сервитут зачастую является единственным законным способом закрепить право пользования соседним земельным участком, даже без добровольного согласия соседа. При этом важно отметить, что ограничивать права соседа сервитутом можно только в исключительных случаях, установленных законом.
Судебные дела об установлении сервитута настолько сложны и неоднозначны, что высшие судебные инстанции не один раз выносили свои судебные постановления и разъяснения, помогающие судам принимать единообразные и законные решения. Несмотря на это, все равно остаются вопросы, которые требуют ответов.

1. Что такое сервитут

Согласно ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
На основании п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
Таким образом, условиями для установления сервитута в судебном порядке являются:
- наличие между собственниками земельных участков спора, препятствующего подписанию соглашения о сервитуте;
- выявленная судом в ходе рассмотрения этого спора объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным участком.
Следовательно, если собственник земельного участка может попасть на него только через соседний земельный участок, то взаимоотношения между этими двумя владельцами по вопросу использования земельного участка для прохода и проезда можно облечь в форму соглашения. Если владелец земельного участка, который будет использоваться для прохода или проезда, не хочет заключать такое соглашение, вопрос решается в судебном порядке.

2. Что нужно сделать до обращения в суд

Прежде чем обращаться в суд с исковым заявлением об установлении сервитута, в порядке досудебной подготовки к делу можно направить в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением соглашение об установлении сервитута и дождаться ответа. Если ответа нет, то нужно подождать истечения срока, указанного для подписания данного соглашения. Эта процедура требуется для подтверждения наличия спора между двумя владельцами недвижимого имущества по вопросу установления ограниченного права пользования земельным участком (сервитута).
Наличие спора подтвердит то обстоятельство, что ответчик отказался добровольно подписать соглашение об установлении сервитута.
Указанная процедура не является обязательной, но использовать ее стоит, так как попытка досудебного урегулирования спора зачастую помогает избежать обращения в суд.
Для обращения в суд с иском об установлении сервитута необязательно дожидаться того момента, когда владелец соседнего земельного участка полностью перекроет проезд. На это прямо указал Президиум ВАС РФ.
Нарушение ответчиком прав истца (например, совершение ответчиком действий, ограничивающих или затрудняющих доступ истца к имуществу) не входит в предмет доказывания по спору об установлении сервитута (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 11248/11).

3. В каких случаях может быть установлен сервитут

Пункт 1 ст. 274 ГК РФ оговаривает примерный перечень случаев, предполагающих установление сервитута, а также вводит критерии оценки иных потребностей, при наличии которых собственник недвижимости может требовать предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом. Из указанной нормы права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости.
Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника, обслуживающего земельный участок.
В связи с этим при рассмотрении дел соответствующей категории в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 274 ГК РФ, суд должен исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер.
Если лицо (физическое или юридическое) обратилось в суд с иском об установлении сервитута для прохода или проезда, то надо обратить внимание на то, что проезд и проход к недвижимому имуществу прямо отнесены к потребностям, при наличии которых возможно предоставление названного ограниченного вещного права.
Суд, рассматривая иск об установлении сервитута, определяет, имеется ли у истца возможность доступа к своему имуществу, не прибегая к правовым средствам, предусмотренным указанными нормами права (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 11248/11).
Установление сервитута ограничивает права собственника земельного участка, поэтому дела данной категории являются сложными и рассматриваются судами разных инстанций. Дела о сервитуте неоднократно рассматривались как Верховным Судом РФ, так и ВАС РФ.

4. Что говорят высшие судебные инстанции

Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 N 510-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гонтарева Леонида Леонидовича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 и пунктом 2 статьи 274, пунктом 2 статьи 275 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации" высказал свою позицию по вопросу установления сервитута. В соответствии с указанным Определением Конституционного Суда РФ абз. 2 п. 1 ст. 274 и п. 2 ст. 275 ГК РФ закрепляют также гарантии для собственника земельного участка, обремененного сервитутом, предусматривая, что такое обременение не лишает его прав владения, пользования и распоряжения земельным участком, само же осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для этого участка (п. 2 ст. 274 ГК РФ и п. 5 ст. 23 ЗК РФ).
Подобное правовое регулирование направлено на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, и не предполагает установления сервитута таким образом, чтобы собственник земельного участка был фактически лишен права его владения, пользования и распоряжения.
В Определении Верховного Суда РФ от 16.08.2011 N 4-В11-25 указано, что по своей правовой природе сервитут является вспомогательным способом реализации лицом права собственности в отношении принадлежащего ему земельного участка при наличии препятствий для его использования в полной мере, в связи с чем установление сервитута допустимо только в случае невозможности использования земельного участка для целей, указанных в п. 1 ст. 274 ГК РФ.
Важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления.
При установлении сервитута суд обязан установить отсутствие иной разумной, справедливой и целесообразной возможности обеспечения нормальной эксплуатации недвижимости.

5. Что нужно знать об экспертизе

Зачастую суд, рассматривая дело об установлении сервитута, не может самостоятельно установить все значимые обстоятельства, в том числе то, является ли участок соседа единственным возможным проездом и проходом. Для того чтобы разрешить этот и другие вопросы, суд назначает экспертизу.
В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы.
В определении суда о назначении экспертизы в том числе указывается, что эксперт предупреждается судом об уголовной ответственности (ст. 80 ГПК РФ).
Аналогичная норма содержится в АПК РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Эксперт отвечает на вопросы, поставленные перед ним судом. Стороны по делу могут предлагать свои варианты вопросов. Но окончательно их формулирует суд. О назначении экспертизы суд выносит определение и приостанавливает производство по делу.
После того как экспертиза проведена и заключение поступило в суд, производство по делу возобновляется.
В соответствии с процессуальным законодательством каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ). Исходя из этого правила бремя доказывания того обстоятельства, что доступ к принадлежащему истцу земельному участку не может быть осуществлен иначе как путем прохода и проезда по территории ответчика, лежит на истце. Поэтому именно истцу выгодно проведение экспертизы, чтобы с ее помощью доказать обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Если ходатайство о проведении экспертизы исходит от истца, то услуги эксперта чаще всего оплачивает именно он. Но не нужно забывать, что расходы на экспертизу, так же как и сумма государственной пошлины, затраты, направленные на оплату услуг адвоката, являются судебными расходами, которые в случае выигрыша подлежат взысканию с ответчика.

6. Плата за сервитут

Согласно п. 5 ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Аналогичная норма предусмотрена также в п. 6 ст. 23 ЗК РФ.
Следовательно, в тех случаях, когда имеются основания для предоставления права ограниченного пользования чужим имуществом, суд определяет размер платежей, подлежащих внесению собственнику обремененного земельного участка.
Плата за сервитут может быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо, если бы земельный участок не был обременен сервитутом (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам). На размер платы за сервитут оказывают влияние также характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлен сервитут. В частности, учитываются, какой вид транспорта будет использован для проезда, с какой интенсивностью он будет осуществляться.
Порядок определения величины платы за сервитут долгое время устанавливался Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 г. Но решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093 этот документ был признан недействующим.
В своем решении Верховный Суд РФ сослался на следующее.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с п. п. 8 - 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением - издательством "Юридическая литература" Администрации Президента РФ, и размещению (опубликованию) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается либо первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, либо первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации. Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащиеся в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемом в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" ФСО России и органами государственной охраны, а также размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты". Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п. 10). Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (п. 11). Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут (п. 19).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Временные рекомендации утверждены Росземкадастром в пределах полномочий, предоставленных ему в соответствии с пп. 8 п. 7 Положения о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 N 22, действовавшего в период их издания.
Временные рекомендации состоят из нескольких разделов, содержат определения понятий: сервитут, частный сервитут, публичный сервитут, соглашение о сервитуте, соразмерная плата за сервитут, оценка соразмерной платы за сервитут; устанавливают порядок определения оценки соразмерной платы за сервитут, размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера убытков, причиненных досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами. При этом положения разд. II - V сформулированы в виде нормативных предписаний, а п. п. 2.1 и 2.5 имеют обязательный характер, затрагивают права собственников и пользователей земельных участков, которыми могут быть и граждане. Срок действия оспариваемого акта не установлен.
Временные рекомендации имеют все признаки нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности граждан, в связи с чем подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию. Между тем в нарушение приведенных выше норм Конституции РФ, Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Временные рекомендации не прошли государственную регистрацию в Минюсте России и не были официально опубликованы в установленном порядке.
Согласно разъяснению п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие), он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Таким образом, на основании изложенного Верховным Судом РФ Временные рекомендации были признаны недействующими.
При установлении сервитута эксперт, проводящий оценку стоимости пользования земельным участком, должен определить соразмерную плату.
Соразмерная плата за сервитут - это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.
Величина этой платы определяется путем сложения размера реального ущерба, упущенной выгоды и убытков от досрочного прекращения обязательств перед третьими лицами (если таковые имеются).
В состав платы за право прохода или проезда в зависимости от обстоятельств дела допустимо также включать расходы собственника обремененного участка на создание условий для реализации истцом своего права ограниченного пользования чужим имуществом, в том числе затраты на обеспечение охранно-пропускного режима, поддержание дорожного покрытия в надлежащем техническом состоянии и т.д.
Размер платы за сервитут устанавливается судом на основании экспертного заключения, так как для определения этой суммы необходимы специальные познания.

7. Государственная регистрация

В соответствии со ст. 131 ГК РФ, а также в силу норм Закона о регистрации сервитут подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В том случае, если установление сервитута осуществлялось в судебном порядке, основанием для государственной регистрации права ограниченного пользования земельного участка (сервитута) будет являться решение суда, вступившее в законную силу.
Как указано в ст. 27 Закона о регистрации, если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.
Дела по искам об установлении сервитута длятся в суде достаточно долго, поскольку судом, как правило, назначается экспертиза, и на время ее проведения производство по делу приостанавливается. Но если у заинтересованного лица нет иной возможности добраться до своего недвижимого имущества, то такую возможность ему обеспечит решение суда, удовлетворившее его исковые требования.
Сервитут может быть прекращен, если необходимость в нем отпала.
Прекращение сервитута происходит в судебном порядке: собственник обремененного земельного участка может обратиться с иском в суд.
Одинцовский городской суд Московской области рассмотрел в 2014 году дело о прекращении сервитута. Суть дела такова.
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о прекращении сервитута площадью 94 кв. м, установленного на земельном участке. В обоснование заявленных требований она указала, что ей на основании свидетельства о праве собственности на землю принадлежит земельный участок площадью 522 кв. м для индивидуального жилищного строительства.
В связи с заключением соглашения об установлении права ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (сервитута) между прежним собственником ее земельного участка и ответчиками был установлен сервитут. Согласно п. 1.1 соглашения "праводатель предоставляет правообладателям право ограниченного пользования частью контура 1 границы принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества - многоконтурного земельного участка, расположенного на землях населенных пунктов, общей площадью 522 кв. м (контур границы площадью 488 кв. м), предоставленного для индивидуального жилищного строительства и хозяйственных построек. Площадь указанной части контура границы многоконтурного земельного участка, обременяемой сервитутом, составляет 94 кв. м".
В соответствии с п. 1.2 соглашения "право ограниченного пользования частью контура границы многоконтурного земельного участка включает право круглосуточного и беспрепятственного прохода ответчиков".
Основания для установления и сохранения сервитута земельного участка истицы в пользу ответчиков в настоящее время отпали, так как каждый из ответчиков имеет свой, отдельный выход на дорогу.
Кроме этого, в результате обременения сервитутом принадлежащий истице земельный участок не может использоваться в соответствии с его назначением. Поскольку необходимости в сохранении обременения участка истицы нет, так как основания, по которым сервитут был установлен отпали, а земельный участок, принадлежащий ей в результате обременения его сервитутом, не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать прекращения сервитута. По мнению истицы, имеются все основания для прекращения сервитута на земельном участке площадью 94 кв. м.
В судебное заседание представитель истицы явился, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, указал следующее.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения в силу ст. ст. 304, 305 ГК РФ, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона о регистрации).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истице на основании свидетельства о праве собственности на землю принадлежит земельный участок площадью 522 кв. м для индивидуального жилищного строительства.
Между прежним собственником земельного участка истицы и ответчиками было заключено соглашение об установлении права ограниченного пользования земельным участком. Указанные обременения (сервитут) отражены в кадастровом паспорте земельного участка.
Как усматривается из экспертно-технического заключения, экспертом установлено, что имеется возможность прохода сособственников на земельные участки домовладения.
В соответствии со ст. 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Основываясь на положениях ст. 274 ГК РФ, суд исходит из того, что сервитут является исключительной мерой, а доказательств в подтверждение его необходимости стороной ответчика суду не представлено. Кроме этого, с момента установления сервитута произошли изменения в правоотношениях сторон.
При указанных обстоятельствах, а также отсутствии возражений со стороны ответчиков суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истицы.

Комментарии:

Войдите чтобы комментировать

Популярное на сайте

В Первую очередь нужно зарегистрироваться на сайте. На Севдача.ру реализованы два способа регистрации: 1. Стандартная форма регистрации с выбором НИКА (прозвища или...
Регулярные маршруты и расписания движения Междугородние маршруты (прибытие и отправление с автовокзала г. Архангельска) тел. +7-921-490-35-53 Маршрут Отправление из Архангельска Отправление в Архангельск Стоимость до...
Нежные огурцы закрытого грунта подвержены многочисленным бактериальным и вирусным заболеваниям. Многие из этих болезней развиваются из-за неправильной подготовки почвы или...
Виды рода капуста — Barassica— составляют основу любого приусадебного участка. В книгах по ботанике упоминают о капусте пузырчатой (В. bullata),...
КОЧАННАЯ КАПУСТА Свежую кочанную капусту со своего огорода можно получать с весны до поздней осени, если правильно подобрать сорта и вовремя...
Расписание автобусов по маршруту пр. Труда - СНТ Беломор, СНТ Север с 25 сентября 2017 г. г. Северодвинск...
Расписание дачных автобусов по маршруту № 101 пр.Труда - Б.Кудьма с 01 октября 2017 г. г. Северодвинск Расписание...
Русская баня

Русская баня

55555 Просмотры : 21210
Бывалые знают, что лучшее средство для поднятия силы духа и очищения организма - это русская баня. Поэтому с наступлением теплых деньков...
Расписание дачных автобусов по маршруту ул. Труда - ст. Рикасиха № 104 c 01 октября 2017 г. г. Северодвинск Расписание...